Ты утомился, мой милый король (Король умирает — Пространство Внутри)

min read

Мирзоев размышляет о смерти короля-человека и короля-системы. Крутит, вертит, исследует. 

Царя убивают, король умирает — театр жив. 

Отбросив весь эзопов язык (а ведь предупреждала Виктория Печерникова в нашем последнем разговоре для подкаста «Культуроприемник», что художникам придется на нем говорить), «Король умирает» — спектакль про наше сегодня. 

Выдержка из релиза: «Впереди огромная эпоха, которая продлится сотни, а может быть, тысячу лет. Цивилизация приобретает новые черты. Это тектонический сдвиг, а значит — кризис. Агрессия, которая разлита в воздухе, — это манифестация страха, экзистенциального ужаса, который испытывают люди в момент трансформации. Земля уходит из-под ног. В момент транзита обнажаются архетипические структуры, кристаллическая основа цивилизации. Пьеса Ионеско — это работа с архетипами (в юнгианском смысле этого слова). В этой пьесе есть элементы мистерии, комедии, драмы и даже гиньоля». 

Мирзоеву видится смерть системы, тлеющей уголек сознания власти, гаснущий в ветре безумия и… 

Ну и вот это вот все. Давайте проще. Потому что все проще. 

Да, Мирзоев размышляет о безумии нынешней системы. По его мнению — она агонизирует и держится из последних сил, хотя обречена. 

Зрители его умеренно поддерживают. Иногда слегка скучают, чешут за ухом, в которых щекотно от звука разрываемой глобусом совы — ее натягивают с силой. 

Мирзоев умеет работать с абсурдом, умеет извлекать из него подлинное величие. Новый спектакль — очередная режиссерская победа: слово и движение сливаются в гипнотическое действо, от которого сердце стучит быстрее, скользит за этим потоком вместе с актерами, перезагружается. 

Отдельного внимания заслуживает визуальный ряд спектакля, который радует глаз. Художник спектакля — Алиса Меликова, с которой Мирзоев работал над подстановкой «Я убил царя».

В центре — откидывающееся кресло, которое и трон, и гроб и младенческая люлька.

И больше ничего. Это ли не настоящий театр?

Это он.

Однако худшее, что Мирзоев сделал для Ионеско — привязал его к реалиям действующей российской власти. Владимир Владимирович (здесь могла быть ваша шутка, но она вырезана металлической рукой цензуры) Мирзоев цепляется за слова, проговаривает их устами актеров громко, жадно вслушивается в эхо, отраженное от зала, но его, кажется, нет. 

Доктор (Королю).  Ваше величество! Не прошло десяти лет, точнее, трех дней, с тех пор, как ваше государство было цветущим.За три дня вы проиграли все войны, которые прежде выиграли, а проигранные проиграли еще раз. После того как сгнили на корню все посевы и засуха охватила наш кон­тинент, овощи стали поспевать лишь в со­седних странах, которые до последнего чет­верга были пустынями. Ядра ваших пушек, вылетев, сразу плюхаются на землю. Король. Технические неполадки. 

Увы, но каким бы ни был настрой зрителей в зале, в сознании никак не бьется поспевание овощей лишь в соседних странах — достаточно открыть зарубежные новости. Да и ядра пушек вылетают и летят, а не плюхаются на землю… Нравится нам это или нет. Увы. Это мешает, отвлекает, нарушает гипнотическую атмосферу. 

«Король умирает» — это великолепная, даже выдающаяся, но неуместно актуализированная работа. 

Если отбросить антиввпшную повестку — настоятельно рекомендую посмотреть этот спектакль. Не каждый день встретишь такую тонкую и профессиональную работу с абсурдом. 

Не будем навешивать никаких ярлыков на театр «Пространство Внутри». Все, кому нужно знать этот театр — знают его. Тем, кто не знает об этом театре ничего, нужно обязательно зайти, чтобы составить свое мнение.

А пока — только поздравления с потрясающей премьерой.

Подробнее о спектакле на сайте театра: https://vnutri.space/king

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *