80 гномиков вокруг Белоснежки или как похорошела вдова при Франдетти (Веселая вдова — Театр Оперетты)

min read

Что это за вой на болоте, Бэрримор? Это воют противники осовременивания текстов спектаклей!

Ну, господа, Малый театр за поворотом — извольте. Там двухсотый год исследуют глубины одной и той же строчки Островского. Мы пойдем другим путем. Мы позволим театру развиваться и сделаем его полным жизни.

Константин Рубинский взял «Веселую вдову» и переписал ее, оставив только общую любовную канву — роскошная постмодернистская выходка. Все персонажи, место действия и сюжет полностью изменены, от привычных арий — только абрис и музыка (ее никто не трогал, конечно). Настоящее исследование актуальности сюжета — вот оно, оно выглядит так, а не как 100500 постановка в «правильных декорациях чтобы показать, насколько история жизнеспособна в наши дни». Великие произведения не нуждаются в том, чтобы их актуальность кто-то доказывал, они достойны того, чтобы мы вдохновлялись ими. Повернуть под новым углом, посмотреть, покрутить, обогатить, перепрожить — вот то, что нужно сегодня и нам, и Легару. Некоторые спросят: зачем это делать, если можно написать новую оперетту? А почему бы не делать этого, если мы можем себе это позволить — отвечу я. Зрители любят «Веселую вдову», любят эту музыку и этот незамысловатый сюжет — почему бы не взять его, как большую глину и не сделать из него новое, большое произведение?

В конце концов, в век постмодернизма все есть интертекст — новый текст, составленный из цитат и реминисценций к другим текстам.

Давайте про сюжет.

Все действие происходит на съемочной площадке фильма «Веселая вдова» где-то на небольшой, но уверенной в себе студии Голливуда. Она — успешная актриса Габриэлла Гловер, он — относительно успешный актер, алкоголик и бабник Дэниэл Даймонд. Вместе они когда-то жили на Балканах, а теперь оказались в Голливуде, где идут к счастью разными способами и этими же разными способами оказываются на одной съемочной площадке. Дальше все по сюжету — любовь/красота, огромное количество сюжетных арок переплетается в правильной оперетточной динамике, отыгрываются неожиданные шуточки. Ганна-Габриэлла — Анна Золотова и Ольга Козлова, Данило-Дэниэл — Иван Викулов, Павел Иванов, Максим Катырев.

веселая вдова франдетти театр оперетты

У Алексея Франдетти получился полноценный спектакль, а не лубочная поделка и фанфик, в чем его наверняка попробуют обвинить критики, неистово ругавшие его «Онегина» в Театре на Таганке. Не поддавайтесь этим воплям и освободите себя от рамочного восприятия того, что ставить надо «по написатому» — дайте волю фантазии, вспомните, как сами хотели переписать или переделать какое-то произведение в порыве вдохновения! Это ли не удовольствие — перепрожить какую-то известную и вдохновляющую историю иначе?…

Теперь давайте покритикую.

Чудовищно. Ужасно. Неистово. Не понравились костюмы. Во-первых у Обрезкова нужно отобрать черную ткань — это приблизительно третий спектакль, где у него черные платья (быстро вспоминается «Брюсов переулок», где платье было какое-то вот такое же по настроению. Еще, кажется, «Чайка» в МОГТЮЗ с Нонной Гришаевой). Вот, глядите:

Не повтор, а почерк, поспорят со мной некоторые и будут, возможно, правы. Но конкретно в «Веселой вдове» вся эта погибающая роскошь, которую я так люблю у Обрезкова, выглядит как-то притянуто-неуместно. Да, технически автором костюмов значится прекрасная Виктория Севрюкова, но ворчу я в сторону Обрезкова, потому что мне видится его гениальная рука в этом и он все-таки художник-постановщик спектакля. По итогу все платья как-то свалены в одну кучу, тут и попытка привычной сдержанности и золотые ткани, и какие-то фантазии на тему раннего Голливуда, и… и… Короче выглядит все это так, будто в спектакль собрали костюмы из нескольких других и пока что концепцией того, что «мы же на съемочной площадке» это не обыгрывается — просто выглядит слишком пестро.

Декорации как-то тоже могли бы быть более…: кроме прекрасных «коней» не вовлекает ничего — стандартные оперетточно-мюзикловые лестницы, какие-то витражики, какие-то куски забора/ангара… Если уж мы в молодом Голливуде, то у нас мог бы быть больший визуальный ряд, чем заборы и куски стены павильона.

Зато какая роскошная работа с немым кино! Как замечательно это вписано! Как играет это в сюжете и завораживает! Оперетта и так синтетична, а тут еще и немое кино — для меня это скромная демонстрация уверенности в своем хорошем вкусе со стороны создателей. И это подкупает.

Больше и придраться-то не к чему.

веселая вдова франдетти отзыв

Оперетте сегодня как никогда важно меняться, актуализироваться, становиться интересней — она не становится от этого хуже. Московская оперетта не первый раз исследует текст оперетты с неожиданной стороны — вспоминается «Королева чардаша» с таким же чутким и разумным подходом, который привел к шикарному результату.

Кстати, что позабавило: директор театра, Владимир Тартаковский, в шутку отметил, что артисты «совершенно иначе играют» из-за того, что действие перенесено в современность. Мол, персонажи сразу стали понятнее простому русскому оперетточнику, чем какие-то там князья и графья. Разрешите поворчать — во-первых действие не в современности, а на заре Голливуда, который технически от нас так же далек, как князья и графья, которые в Европе еще доживали свой век в те годы, а во-вторых — сюжеты оперетты уж слишком незатейливы и глубокого погружения в образ аристократа не требуют 🙂 Лично мне никакой инаковости в их работе не увиделось. Ну это так, к слову.

Возвращаясь к Франдетти и оценке его детища, еще раз хочется протоколировать: когда за дело берется мастер, который готов подойти к материалу с уважением — выходит хорошо.

Я люблю такой театр — свободный от рамок и наполненный любовью, самовыражением и талантом. С огромным удовольствием пересмотрю этот спектакль, когда он слегка обобьет уголки и станет более обжитым.

Посмотрите его и вы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 499 938 67 20

Москва, пр-д Серебрякова, 14 строение 15, 3 этаж

benua@asante.moscow

ИП Бенуа Н.С